Независимая оценка качества образования:
сущность, критерии, подходы
Для полноценной и эффективной работы образовательного учреждения необходима система независимой оценки качества образования, которая даст возможность проследить динамику развития каждого ребёнка; оценить успешность усвоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, определить перспективы, направления работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся.
Независимая оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Независимая оценка качества образования - это процедура внешней оценки, с помощью которой можно производить оценку образовательных программ, образовательных организаций и образовательных достижений школьников и их динамику, обеспечивающую качественное образование.
Требования к качеству образования отражены в следующих документах:
• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597
"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (подпункт "к" пункта 1)
• Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ Минобрнауки России от 05 декабря 2014 г. № 1547
"Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
• Приказ Министерства Финансов РФ от 22 июля 2015 г. № 116н
"О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения"
Новое в нормативном правовом регулировании
• Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства от 28 января 2017 г. № Пр-161
принять меры в отношении образовательных организаций, имеющих наихудшие показатели в региональных рейтингах (пункт 4 "в");
разработать и утвердить систему поощрения руководителей образовательных организаций, деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие места в региональных рейтингах (пункт 4 "в");
• Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. № 31-СФ
разработать и утвердить систему поощрения руководителей образовательных организаций, деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие места в региональных рейтингах (подпункт 9 пункта 5);
разработать и утвердить планы мероприятий, направленных на улучшение работы образовательных организаций, занимающих низкие места в региональных рейтингах, обеспечить контроль за их реализацией и организовать информирование населения об итогах их выполнения (подпункт 7 пункта 5).
Независимая система оценки качества работы ГОУ школы формируется в целях:
-повышения качества и доступности образовательных услуг, конкурентоспособности школы;
-обеспечение полной, актуальной, достоверной информации потребителей о качестве работы;
-оказание содействия населению в выборе школы;
-формирование результатов оценки качества работы школы, и рейтингов их деятельности;
-стимулирования повышения качества работы школы.
Современные ученые под ключевыми параметрами систем оценивания качества образования выделяют следующие виды:
1. Оценивание в классе для получения информации в помощь совершенствованию преподавания.
2. Экзамены для наблюдения динамики прохождения обучающегося через образовательную систему.
3. Исследования для мониторинга для предоставления информации об общих уровнях результативности.
Формы независимой оценки качества образования разнообразны: публичные отчёты, открытая деятельность, представленная на школьном сайте, рейтинг и мониторинг учебных достижений обучающихся по предметам, результаты ГИА выпускников, мониторинг уровня социализации и воспитанности обучающихся, оценка динамики ГОУ.
Результаты независимой оценки качества образования представлены на сайте МО и науки bus.gov.ru
Вся образовательная деятельность представляется на вышеуказанных сайтах и оценивается в баллах.